Морские буровые установки
Яндекс.Метрика
Статьи о морских буровых установках
Судьба. Часть вторая

СУДЬБА
Часть 2

Словарь Ефремовой:
Судьба - Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека, ход событий;
Судьба - Воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни.


Волны крутые, штормы седые –
Доля такая у кораблей.
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей.
 

Строительство СПБУ «Арктическая» проекта 15402 на ФГУП МП «Звёздочка» было остановлено в 1998году в связи с прекращением финансирования строительства Генеральным Заказчиком.

Прошло 4 года. За это время в обществе произошли большие перемены. Поменялись взгляды, концепции, отношения. Поменялся статус и наименование проектанта, Генерального заказчика и предприятий, которые строили буровую платформу «Арктическая». Частично сменилось руководство.

Во второй половине 2002 года Генеральным Заказчиком было принято решение о возобновлении строительства модернизированной СПБУ «Арктическая». Техническое задание на корректировку технического проекта СПБУ 6500/100 «Арктическая» для обеспечения её работы на глубинах моря 7-100 метров утверждено 14 октября 2002 года первым заместителем ОАО «Газпром» - Никитиным Б.А.

Цель работы в соответствии с утверждённым техническим заданием состояла в создании на базе проекта 15402, модернизированной СПБУ «Арктическая» с учётом изготовленных блоков на ФГУП МП «Звёздочка» мобильного технического средства отвечающего требованиям мирового рынка плавучих буровых установок. Разработку модернизированного проекта СПБУ 6500/100 «Арктическая» пр. 15402М в

ОАО ЦКБ «Коралл» возглавил вернувшийся в 2001 году из Вьетнама талантливый учёный – кандидат технических наук Главный конструктор проекта Алисейчик Александр Александрович, который возглавлял ЦКБ «Коралл» с1984 по 1993 год.

Весь 2003 год прошёл в многочисленных совещаниях в составе Генерального Заказчика – ООО «Газфлот», проектанта - ОАО ЦКБ «Коралл» и завода – строителя - ФГУП МП «Звёздочка». На совещаниях решались вопросы модернизации СПБУ «Арктическая», её технические и технологические характеристики.

Были определены основные поставщики бурового, технологического и общесудового оборудования. ФГУП МП «Звёздочка» было выбрано как основное и единственное предприятие по строительству модернизированной СПБУ «Арктическая» пр.15402М.

Разработка технического проекта модернизированной СПБУ «Арктическая» была закончена летом 2004 года. В самые короткие сроки, июнь – август 2004 года технический проект модернизации был согласован с Генеральным Заказчиком - ООО «Газфлот», заводом – строителем – ФГУП МП «Звёздочка» и семью профилирующими надзорными органами России.

Технический проект модернизации совершенно изменил платформу «Арктическая, которая строилась на Северодвинских предприятиях в 1995-1998 годах. Прежде всего, изменилось опорно-подъемное устройство (ОПУ) СПБУ.

Опорные колонны вместо цилиндрических, стали трёхгранными ферменного типа. Количество дорогостоящих редукторов ОПУ из 45 штук уменьшилось до 36 штук. На один ярус ниже, четырехъярусными стали порталы ОПУ. Кроме того отказались от зашивки порталов что избавило Заказчика от приобретения сотни дорогостоящих иллюминаторов.

В модернизированном проекте применены 40 тонные палубные краны вместо 70 тонных, убран блок служебных помещений, заменены спасательные средства, исключена система дозаправки вертолётов, стала шире выдвижная консоль (кантиливер). Полностью поменялось буровое и технологическое оборудование, а также судовое оборудование за исключением основных дизель-генераторов, которые были смонтированы в понтоне СПБУ ещё в 1998году.

Количество экипажа на модернизированной СПБУ увеличилось с 84 до 90 человек. Увеличение количества экипажа повлекло за собой реконструкцию жилого модуля, который для СПБУ «Арктическая» базового проекта разрабатывался в ЦКБ «Балтсудопроект». Решение об утверждении технического проект модернизации СПБУ 6500/100 «Арктическая» было подписано Заместителем Председателя Правления ОАО «Газпром» - Ананенковым А.Г. 20 декабря 2004 года.

В конце 2004 года начале 2005 года в ОАО ЦКБ «Коралл» были разработаны рабочие чертежи модернизации жилого модуля СПБУ «Арктическая», а также чертежи на переоборудование аутригеров, конструкция которых менялась коренным образом в связи с изменением опорных колонн.

В 2005 году ОАО ЦКБ «Коралл» по договору с ФГУП МП «Звёздочка» приступил к разработке рабочей конструкторской документации (РКД) СПБУ «Арктическая» в объёме утверждённого технического проекта модернизации. С начала 2005 года ФГУП МП «Звёздочка» приступило к полномасштабному строительству модернизированной СПБУ «Арктическая» пр.15402М.

Строительство платформы возглавил начальник Отдела Гражданского Судостроения – Заместитель Генерального директора ФГУП МП «Звёздочка» руководитель высокого класса, эрудированный специалист с прогрессивным неординарным мышлением - Бычковский Александр Георгиевич. Его нетипичный взгляд и нестандартные решения всегда позволяли минимизировать потери от неточностей, которые встречались в рабочих документах или недоработок производства.

Строить новое проще и дешевле чем перестраивать уже построенное. В 2005 – 2007 годах ФГУП МП «Звёздочка» в объёме выделяемого Генеральным Заказчиком финансирования перестраивало уже изготовленные конструкции, готовило производство и начинало строительство новых модулей модернизированной СПБУ. Производству ФГУП МП «Звёздочка» предстояли серьёзные испытания.

Необходимо было освоить производство секций опорных колонн – сложных ферменных конструкций весом 140 тонн, с высокой точностью. Всего таких высокоточных секций необходимо было изготовить 24 штуки, по 8 штук на каждую опору. Технологи предприятия для этих целей разработали оснастку виде кондукторов, по углам которых устанавливались рейки секции опоры, которые потом соединялись между собой трубными раскосами, образуя ферменную конструкцию секции.

Зубчатые рейки опор из высокопрочной стали толщиной 130-145мм ФГУП МП «Звёздочка» самостоятельно изготовила только небольшую часть. Основная масса зубчатых реек опор 177 из 204 штук была изготовлена в Финляндии и доставлена в конце 2006 года на ФГУП МП «Звёздочка». В В 2007- 2008 году ФГУП МП «Звёздочка» полностью освоило производство секций опор. Сначала были изготовлены первые секции трёх опор совместно с башмаками, потом все остальные.

Монтаж опор СПБУ это очень сложная и дорогостоящая операция. В мировой практике есть ряд принятых технологий заводки опор в аутригеры СПБУ, но они, как правило, связаны с изготовлением громоздкой и дорогостоящей оснастки. Это допустимо, если строится серия СПБУ одного проекта, но у нас строится только головная платформа в одном экземпляре. Поэтому проектант совместно с заводом нашёл самое простое и дешевое решение. Опоры СПБУ «Арктическая» монтировались гусеничным подъёмным краном Demag СС-4800-2, который ФГУП МП «Звёздочка» весной 2008 года арендовало у Голландской компании “Mammoet”. Это было свежее и смелое решение. Так в мире до нас опоры на СПБУ не монтировал никто.

Кроме того мы как проектант первоначально считали, что опоры наращивать секциями можно только опустив их на грунт. Но в процессе монтажа опор, вследствие того, что процесс ввода в действие опорно-подъемного устройства (ОПУ) отставал от монтажа опор, ОАО ЦКБ «Коралл» разработало технологию монтажа опор при нахождении понтона СПБУ на плаву, не опираясь башмаками о грунт.

Это крутое решение задачи - изобретение, оно прошло незаметно, жаль пропадет, если ОАО ЦС «Звёздочка» прекратит в ближайшие годы строить СПБУ, подобные «Арктической». В мае 21-22 числа 2008 года ФГУП МП «Звёздочка» в преддверии монтажа опор, на своей акватории выполнило уникальную операцию по заводке первых секций опор с башмаками в аутригеры СПБУ» Арктическая» из-под воды.

В конце мая транспортным судном «Павел Корчагин» в ОАО ЦС «Звёздочка» с Голландии, в разобранном виде, был доставлен гусеничный подъёмный кран Demag CC-4800, который был собран специалистами «Звёздочки» и в начале августа 2008 года приступил к монтажу опор СПБУ. Вся, сложная операция монтажа опор на СПБУ «Арктическая» выполнена в ОАО ЦС «Звёздочка» ровно за год. В августе 2009 года подъёмный кран Demag СС 4800 выполнил работы по монтажу буровой вышки, которая была собрана в ОАО ЦС «Звёздочка», после чего демобилизован и в сентябре 2009 года отправлен на выполнение других задач.

Окончание операции по монтажу опор было главной вехой в процессе строительства платформы «Арктическая». Самая сложная задача строительства СПБУ была успешно решена.

 

Заместитель Главного конструктора проекта

Лазуренко Анатолий Павлович


Опубликовано 19 September 2011

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2017