Морские буровые установки
Яндекс.Метрика
Статьи о морских буровых установках
Судьба. Часть первая

СУДЬБА


Словарь Ефремовой:
 Судьба - Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека, ход событий;
 Судьба - Воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни.

Волны крутые, штормы седые – 
Доля такая у кораблей.
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей.


Без сомнения, судьба есть не только у Крейсера Авроры, - символа Октябрьского переворота в России 1917 года.

Судьбу имеют все, созданные талантом и мыслью многомиллионной армии инженеров, техников и рабочих, большие сложные и дорогостоящие морские наземные и космические инженерные сооружения, которым суждено десятилетиями служить на созидание и благо человека или на разрушение и уничтожение этого же человека.

Судьбы этих сооружений тесно и порой неразрывно связаны с людьми, которые их проектировали, строили и управляли ими.

Любое сложное инженерное сооружение созданное профессионалами, которые вложили в него весь свой талант, опыт прошлых поколений, душу и веру в Бога обречено на долголетнюю созидательную работу и всегда имеет яркую и благополучную судьбу.

Самоподъёмная плавучая буровая установка – СПБУ 6500/100 «Арктическая» пр.15402М - яркий пример такого сложного морского инженерного сооружения в новейшей истории России конца 20 начала 21 века, которому волей Бога предопределено сыграть немаловажную роль в развитии и процветании России до средины 21 столетия.

 СПБУ строится в ОАО ЦС «Звездочка» г. Северодвинск, Россия, по проекту ОАО «ЦКБ «Коралл» г. Севастополь

- Год окончания строительства - 2011 г.

- Строительный номер – 1

- Архитектурно-конструктивный тип - самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ), несамоходная, на трех трёхгранных опорах ферменного типа, с жилым модулем в носовой части, с посадочной площадкой для вертолета, установленной по левому борту в носовой части, и буровым блоком, размещенным на выдвижной консоли в кормовой части установки.

- Назначение - разведочное и эксплуатационное бурение нефтяных и газовых скважин глубиной до 6500 м с надводным расположением устьев скважин при глубине моря от 7 до 100 метров.

- Район эксплуатации – нефтегазовые месторождения на шельфе морей с глубиной воды от 7 до100 метров.


Главные размерения, м:

Длина корпуса………………………………….…………  88,0

Ширина корпуса с аутригерами…………….………….  66,0

Высота борта…………………………………….……….   9,7

Длина габаритная в походном положении…….………100,9

Ширина габаритная (с вертолётной площадкой)….……76,5

            Высота габ
аритная над водой: 

                            при полностью поднятых опорах………………  ок. 139,0

Осадка при буксировке (с башмаками)…….………….........  ок. 7,0

 Кто из нас не восхищался великолепием и грандиозностью Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге - четвёртого в мире по величине собора, после собора Святого Петра в Риме, собора Святого Павла в Лондоне и собора Святой Марии во Флоренции.

 Исаакиевский собор построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана, под руководством императора Николая 1. Храм строился 40 лет, чтобы служить Богу и людям веками.

Высота Исаакиевского собора 101, 5 метра, а длина и ширина около 100 метров.

В сравнении.  

СПБУ «Арктическая» пр.15402М в плане соответствует длине и ширине Исаакиевского собора, а по высоте опор (139 метров) она выше первого в мире по величине собора Святого Петра в Риме, высота купола которого 136 метров.

Вот такое грандиозное и уникальное сооружение строится сейчас в ОАО ЦС «Звёздочка» нашими современниками - инженерами техниками и рабочими, мужчинами и женщинами, которые ежедневно выполняют настоящую мужскую работу, работу судостроителей.

Рождение корабля по большому счёту определяется датой подписания Акта приёмки корабля в эксплуатацию, моментом, когда завод строитель передаёт корабль Заказчику для использования его по прямому назначению.

СПБУ «Арктическая» пр.15402М ещё не родилась, но она уже имеет счастливую судьбу, которой позавидовали бы многие проекты военных кораблей, строительство которых начиналось в конце прошлого века, во времена, когда в нерушимом социалистическом лагере разваливались государства, рушилась экономика и в корне менялись взгляды и приоритеты. Многие из этих величественных военно-морских проектов постигла печальная участь. Они попали под гильотину истории и рока, были порезаны «на иголки», в полном смысле гильотинами, подаренными России бывшим вероятным противником – Соединёнными Штатами Америки.


НАЧАЛО

В ЦКБ «Коралл» г. Севастополь, разработка рабочей конструкторской документации СПБУ 6500/30 «Арктическая» пр.15402 закончилась в конце 1995года. В то время ЦКБ «Коралл» было единственном в СССР и на постсоветском пространстве Центральным конструкторским бюро, которое проектировало морскую технику – плавучие краны, и морские стационарные и плавучие буровые установки.

Разработкой проекта СПБУ 6500/30 «Арктическая» пр.15402 руководил Главный конструктор проекта – талантливый инженер с большим опытом и добрым десятком реализованных проектов Меженный Станислав Иванович.

Спроектированная под его руководством морская техника успешно работала и работает на шельфах арктических и внутренних морей бывшего Советского Союза, России, Украины и других европейскихгосударств.

Новая самоподъёмная буровая установка проектировалась для круглогодичной работы на шельфе арктических морей России.

- Самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ), несамоходная, на трех цилиндрических опорах, с жилым комплексом в носовой части, с посадочной площадкой для вертолета, установленной в носу по левому борту, и буровым блоком, размещенным на выдвижной консоли в кормовой части установки.

- Назначение - разведочное и эксплуатационное бурение на нефть и газ глубиной до 6500 м при глубине моря от 10 до 30 метров,

- Район эксплуатации - Печорское море,

- Класс Морского Регистра Судоходства РФ СПБУ самоподъемная,

- Условия эксплуатации (экстремальные),

- глубина моря от 10 до 30 м.

 СПБУ «Арктическая» пр.15402 проектировалась с учётом технологии строительства блочно модульным методом. Конструкции СПБУ были разбиты на 6 строительных районов и 21 строительный модуль.

Теоретически, каждый модуль СПБУ мог быть полностью сформирован на любом из судостроительных предприятий России. (Полностью сформированный модуль это часть корпусной конструкции СПБУ, в которой смонтировано оборудование, системы и выполнены электромонтажные работы).

Из этих полностью сформированных блоков на головной судостроительной верфи и должна была оперативно собираться и вводиться в строй СПБУ «Арктическая» пр.15402.

Ещё до окончания разработки рабочей конструкторской документации СПБУ, Генеральным Заказчиком – ООО «Газфлот» были определены счастливчики, которые должны были претворять в жизнь этот грандиозный проект – строить первую в истории новой России самоподъёмную буровую установку. Ими стали базовые Северодвинские предприятия МП «Звёздочка» и ПО «Севмаш».

Задача головной судостроительной верфи была возложена на МП «Звёздочка».

Именно на стапелях МП «Звёздочка» в декабре 1995 года была заложена СПБУ «Арктическая» пр.15402, которая в недалёком будущем должна была круглогодично бурить разведочные и эксплуатационные скважины на морском шельфе арктических морей великой России.

Для двух Северодвинских предприятий – бриллиантов в ожерелье судостроительной промышленности России, реализация такой грандиозной программы гражданского назначения как строительство СПБУ «Арктическая» было новым и серьёзным испытанием в период спада производства вызванного развалом Советского Союза. В то же время наличие финансирования строительства СПБУ «Арктическая» Генеральным Заказчиком, позволило предприятиям сохранить свои высококвалифицированные кадры и производственный потенциал.

Строительство модулей СПБУ «Арктическая» на предприятиях вдохнуло новую жизнь в производство предприятий, которое в 1995-1998 годах переживало не лучшие времена. Новые, не традиционные для Северодвинских предприятий Генеральный Заказчик и Проектант, новый проект с новыми технологиями строительства, новое оборудование и системы, а также новые импортные материалы. Лакокрасочные материалы компании «Jotun» которыми грунтовались и окрашивались модули СПБУ «Арктическая» как в ПО «Севмаш» так и в МП «Звёздочка» применялись впервые на наших предприятиях. В Северодвинске многие помнят тару от краски «Jotun» - лёгкие жестяные вёдра емкостью 20 литров, которые с разрешения кого-то из толковых руководителей, дёшево реализовывались работникам предприятия ПО «Севмаш» в 1996-1997 годах. Для владельцев дач и огородников ПО «Севмаш» это был приятный подарок и участие в те нелёгкие для Страны и людей времена. Я и сейчас встречаю те вёдра на даче моего брата - инженера ведущего - 5 отдела, который работает в ОАО ПО «Севмаш» уже более 33 лет.

С начала строительства за 1996-1998 годы предприятиями МП «Звёздочка» и ПО «Севмаш» полностью были построены корпусные конструкции 7 модулей СПБУ «Арктическая» пр.15402 в том числе:

- 4 модуля основного понтона СПБУ;

- Носовой аутригер СПБУ;

- Одна, из трёх, цилиндрическая опора СПБУ;

- Один, из трёх, портал опорно-подъёмного устройства СПБУ.

Технологические службы предприятий разработали более реальную, приближённую к существующим мощностям предприятий технологию строительства СПБУ из готовых модулей. Готовые корпусные конструкции, изготовленные в МП «Звёздочка» и ПО «Севмаш» стыковали в стапельном цехе ПО «Севмаш». Руководил работой по выполнению этой сложной операции, старший строитель 5 отдела ПО «Севмаш» перспективный инженер Леонид Березовский.

Автор этой статьи в 1997-1998 годах был ответственным сдатчиком заказа 662 – подводного ракетоносца «Курск» с короткой яркой и трагической судьбой. Ракетоносец «Курск» в конце 1997 года прибыл на предприятие ПО «Севмаш» для проведения докового ремонта винторулевой группы.

Мой офис ответственного сдатчика и офис строителей 9 отдела, которые занимались организацией ремонта заказа 662, в 1998 году находился на дебаркадере «Двина». Дебаркадер базировался на 3й набережной ПО «Севмаш» а это в прямой видимости до набережной МП «Звёздочка». У стенки этой набережной был пришвартован полупонтон СПБУ изготовленный в МП «Звёздочка»

Летом 1998 года проходила стыковка полупонтонов СПБУ изготовленных в МП «Звёздочка» и в ПО «Севмаш» а также стыковка аутригера изготовленного в ПО «Севмаш» с понтоном СПБУ.

Ярко оранжевые конструкции СПБУ, течение весны и лета 1998 года, буксиры предприятий транспортировали на территорию ПО «Севмаш» и обратно в МП «Звёздочка» уже состыкованные конструкции.

Мог ли я, в 1998 году, глядя с палубы подводного ракетоносца «Курск» на этот огромный стальной апельсиновый корпус понтона СПБУ, хоть на секунду предположить, что Бог уготовил мне необыкновенную и счастливую судьбу. Что в начале следующего века я буду руководить разработкой проекта модернизации СПБУ «Арктическая» и строительством уже новой модернизированной СПБУ 6500/100 «Арктическая» пр.15402М. Но это всё будет потом в новой жизни.

А в 1998 году корпус СПБУ «Арктическая» пр.15402 с носовым аутригером был пришвартован к стенке МП «Звёздочка». Инженеры и рабочие покинули новые прочные и пустые отсеки СПБУ.

«Арктическая» осталась один на один с вахтенной службой и ещё надеждой на светлое своё будущее и счастливую судьбу предопределённую ей Богом.

А надежда, как известно, умирает последней.

 

Зам. Главного конструктора проекта.

Лазуренко Анатолий Павлович 

 

 

 


Опубликовано 18 May 2011

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2017